Прокурор информирует!

«Степень ответственности за коррупционные нарушения»

 

Сталкиваясь в жизни с какими-либо незаконными действиями других лиц гражданам порой нелегко бывает определить являются ли эти действия коррупцией и насколько они серьёзны. Чтобы определиться необходимо знать понятие коррупции, которое закреплено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица.

Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются:

- неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона);

- непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона);

- непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

Так, например, дисциплинарным коррупционным проступком являлось участие заместителя руководителя Департамента экономики и финансов МО «Усть-Янский улус (район)» в процедуре размещения субсидий государственного бюджета в сфере агропромышленного комплекса (вскрытия конверта, рассмотрения  заявки на участие и признания получателем субсидии), участником которой являлся его близкий родственник - предприниматель. По результатам рассмотрения представления прокуратуры района должностное лицо уволено.

В другом случае государственный служащий Управления Росреестра по РС (Я) в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о наличии у него на праве собственности нежилого здания, транспортного средства, а также о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке. По представлению прокуратуры республики данному служащему объявлено неполное служебное соответствие.

Административным коррупционным правонарушением является  обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

Действующее законодательство относит к числу коррупционных лишь две статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях:

незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ);

привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком  работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

К примеру, генеральный директор ООО «Кластер» передал незаконное вознаграждение (взятку) заместителю директора Якутского колледжа связи и энергетики имени Дудкина в сумме свыше 1 млн. рублей за заключение с юридическим лицом договоров на поставку технологического оборудования. По постановлению прокурора юридическое лицо привлечено судом к административному штрафу в сумме 10 млн.рублей.

В другом деле АО «Алмазы Анабара» и ООО «Инвестиционно – финансовая компания ДИАСКОН-ФИНАНС» при принятии на работу лица, ранее замещавшего должность государственной службы Администрации Главы и Правительства РС (Я), со дня увольнения которого прошло менее двух лет, в адрес бывшего работодателя в установленный законом 10-дневный срок не направили уведомление о трудоустройстве. По постановлению прокурора названным организациям судом назначены административные штрафы в общей сумме 200 тысяч рублей.

Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст.285, 286 УК РФ);

- дача или получение взятки  (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст.290, ст.291 УК РФ);

- хищение должностным лицом бюджетных средств (ч.3,4 ст.159 УК РФ);

- внесение должностным лицом  или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

Так, например, глава муниципального района неправомерно вынес распоряжение о выплате денежных средств подрядчику по муниципальному контракту на строительство стадиона в размере более 10 млн. рублей в отсутствие выполненных работ. По постановлению прокурора района возбуждено уголовное дело по ст.292 УК РФ, которое находится в стадии расследования.

Директор ООО «Р» дал взятку в виде предоставления в пользование водного транспорта на безвозмездной основе руководителю государственного учреждения в сфере дорожной деятельности за оформление дополнительного соглашения к государственному контракту. Начальник одного из департаментов МИО РС (Я), используя полномочия председателя ликвидационной комиссии, совершил в корыстных целях хищение имущества и денежных средств производственного государственного унитарного предприятия городских электрических сетей «Горэнерго». За совершение коррупционных преступлений названные должностные лица привлечены к уголовной ответственности по ст. 290 и ч.4 ст.159 УК РФ соответственно.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления! Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

 

Прокурор района

советник юстиции

М.А. Николаев

 

 

«Если митинговать, то по закону»

Чем урегулирован порядок организации проведения публичного мероприятия?

Статьей 31 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закреплено право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Механизм реализации ст. 31 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым определен порядок организации и проведения публичных мероприятий. Вопросы реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений названного Федерального закона урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 1180-З N 1255-IV (ред. от 14.03.2016) и подзаконными нормативными правовыми актами

 

Каков порядок организации публичного мероприятия?

 

Права и обязанности организатора публичного мероприятия определены ст. 5, а права его участников ст.6вышеназванного Федерального закона. 

В силу закона в качестве такового может выступать гражданин Российской Федерации или группа граждан, достигшие определённого возраста (демонстраций, шествий и пикетирований - 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения.

Есть ряд ограничений для организаторов. Ими, в частности, не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица,  привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.

Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона, организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан  подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета. Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется.

Уведомление должно содержать ряд обязательных требований, предусмотренных законом.

В зависимости от места проведения, уведомление подаётся в администрацию муниципального образования либо в уполномоченный республиканский орган -если мероприятие планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти республики либо в местах историко-архитектурного, административного центра г. Якутска. Таким уполномоченным органом является Министерство по развитию институтов гражданского общества.

Если уведомление не было подано в срок, если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.  

Где организаторы публичных мероприятий вправе их проводить?

В соответствии с п. 1.1 ст. 8 Федерального закона приказом Госкомюстиции РС (Я) от 16.04.2013 N 066-П (ред. от 03.03.2014) в Республике Саха (Якутия) определены единые специально отведённые или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Согласно п. 2.1 ст. 8 Федерального закона после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведённых мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведённых мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Вправе ли органы власти отказать в проведении публичного мероприятия?

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона:

- если уведомление о его проведении подано лицом, которое по закону не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо

- если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона проведение публичного мероприятия запрещается: на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; на  территориях, непосредственно, прилегающих к зданиям судов, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и т.д.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 1180-З N 1255-IV (ред. от 14.03.2016) "О реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" дополнительно к местам, установленным Федеральным законом проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий запрещается в следующих местах: здания, в которых размещены музеи, библиотеки, культовые, торговые, развлекательные учреждения, располагаются медицинские, образовательные организации, организации социального обслуживания; детские и спортивные площадки; спортивные комплексы и сооружения во время проведения в них культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; объекты жизнеобеспечения; остановки маршрутных транспортных средств; территории, непосредственно прилегающие к указанным выше объектам, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Согласно пдп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона органы власти вправе довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.

 

Что делать, если организаторы не согласны с отказом органов власти в проведении публичного мероприятия, считают его незаконным?

 

В случае несогласия с действиями органов власти они могут быть обжалованы в установленном порядке в суд в течении 10 дней со дня, когда стало известно о нарушении прав. Такие административные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня поступления заявления, но не позднее дня, предшествующего дню  проведения публичного мероприятия, а возбужденные в день проведения мероприятия, рассматриваются в этот же день. Если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на выходной или нерабочий праздничный день, такие дела рассматриваются и в выходной и нерабочий праздничный день, если не могли быть рассмотрены ранее.

 

Какую ответственность несут организаторы и участники публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий?

 

За нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в т.ч. за его организацию без подачи уведомления, за участие в таком незаконном мероприятии (ст. 20.2) или организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность, которая в зависимости от квалифицирующих признаков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 30  тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до 10  суток; на должностных лиц –штраф до 40 тысяч рублей, на юридических лиц – до 200 тысяч рублей.

Названная статья также предусматривает более жёсткие санкции в случае, если правонарушение повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения) (ч.3), либо вред здоровью человека или имуществу (ч.4) и т.д.

За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1), организацию массовых беспорядков,  оказанием вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а  также за призывы к участию в них  (ст. 212)  Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.

 

Прокурор района

советник юстиции

М.А. Николаев

ПРОКУРОР ИНФОРМИРУЕТ

 

Уголовная ответственность пьяных водителей

 

В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения водителям запрещается управление автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.

До 1 июля 2015 года за нарушение указанного Правила предусматривалась только административная ответственность.

С указанного дня вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ, в соответствии с которым Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 264.1, установившей уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч.ч 2, 4, 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ.

С момента действия данной статьи прошло всего 1,5 года, но статистические данные правоохранительных органов республики о числе задержанных водителей, повторно управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, уже позволяют сделать вывод о масштабах такого криминального поведения. Так, за 10 месяцев 2016 года по республике зарегистрировано1130 преступлений данной категории.

Согласно требованиям закона уголовная ответственность за совершение преступления данной категории наступает с шестнадцатилетнего возраста. При этом водителями признаются не только лица, имеющие водительское удостоверение, но и любые другие лица, управлявшие транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят за ранее допущенное нарушение, лицо, не имевшее либо лишенное права управления транспортным средством.

Факт нахождения лица в состоянии опьянения устанавливается путем проведения сотрудниками ГИБДД освидетельствования с использованием специального технического средства измерения, а также врачами-специалистами при проведении медицинского освидетельствования.

Сотрудник ГИБДД может принять решение о проведении освидетельствования при наличии следующих признаков, указывающих на нахождение лица в состоянии опьянения: наличие запаха алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

В соответствии с требованиями уголовного закона к нахождению лица в состоянии опьянения приравнивается невыполнение водителем законных требований сотрудника ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Уголовная ответственность по данной статье наступает в случае, если лицо ранее подвергалось административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст.12.26 КоАП РФ), либо имеет непогашенную судимость по ч.ч 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ илист. 264.1 УК РФ.

Срок, в течение которого при повторном совершении правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 КоАП РФ или ст. 12.26 КоАП РФ, лицо подлежит  привлечению к уголовной ответственности – 1 год с даты окончания исполнения наказания, т.е. последнего дня административного ареста, срока лишения права управления транспортным средством, выплаты административного штрафа.

При этом первое постановление о привлечении к административной ответственности к моменту повторного совершения правонарушения должно вступить в законную силу.

Необходимо отметить, что совершение данного преступления уголовным законом карается наказанием в виде штрафа в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательных работ на срок до 480 часов, лишения свободы на срок до 2 лет. Дополнительным обязательным к назначению наказанием является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (лишение права управления транспортными средствами)  на срок до трех лет.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения влечет наступление уголовной ответственности и впоследствии может повлиять  на дальнейшую жизнь, как самого обвиняемого, так и его детей, близких родственников, поскольку наличие судимости препятствует, в том числе, при трудоустройстве граждан на государственную службу.

 

Прокурор района

младший советник юстиции

М.А. Николаев