Программа повышения эффективности бюджетных расходов

 

 

Приложение 1

 к постановлению

администрации МР «Жиганский НЭР»                                                             

 от  18  ноября 2011 г.  № 233

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальная целевая Программа  ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

муниципального РАЙОНА

 «ЖИГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ЭВЕНКИЙСКИЙ РАЙОН»

на 2014-2016 гг.

 

 

 

 

 

 

 

ЖИГАНСК 2013 г.

 

 

 

 

 

 

Муниципальная целевая Программа  ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

муниципального РАЙОНА

 «ЖИГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ЭВЕНКИЙСКИЙ РАЙОН»

на 2014-2016 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИГАНСК 2013 г.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Паспорт Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014 – 2016 годы-- 3

1.     Концепция Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014 - 2016 годы-- 7

1.1.   Краткое описание социально-экономического положения муниципального района «Жиганский НЭР»  -7

1.2.   Характеристика системы муниципальных финансов и обоснование необходимости реформирования------------------------- 12

1.3.   Цели и задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы и обоснование их выбора- 12

1.4.   Ожидаемые результаты реализации Программы- 20

1.5.   Этапы реализации Программы- 22

1.6.   Оценка рисков реализации Программы и основные меры по их снижению- 22

2.     Основные направления Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы-- 24

2.1.   Проведение публичной независимой экспертизы всех решений, касающихся бюджетной и налоговой политики  24

2.2.   Разработка нормативной правовой базы в сфере управления муниципальными финансами ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------28

2.3.   Формирование муниципальных заданий для подведомственных бюджетных учреждений  34

2.4.   Разработка и реализация целевых программ- 41

2.5.   Повышение квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------46

2.6.   Обновление материально-технической базы участников бюджетного процесса- 51

2.7.   Мероприятия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса- 56

2.8.   Регулирование ведения долговой книги, принятия на себя гарантийных обязательств- 59

3.     Финансовое обеспечение Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы-- 65

3.1.   Основные принципы и подходы к финансированию- 65

3.2.   План использования средств- 66

3.2.1. Предварительная оценка расходов на приобретение оборудования, компьютерной техники для повышения уровня технической оснащенности. 66

3.2.2. Предварительная оценка расходов на приобретение программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию бюджетного процесса-- 66

3.3.   Обоснование этапов финансирования Программы- 69

3.4.   Общая оценка эффективности реализации Программы- 69

4.     Управление Программой повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы-- 70

4.1.   Обоснование схемы управления Программой- 70

4.2.   Организационная схема управления, механизмы реализации Программы- 70

4.3.   Система стимулирования и контроля за реализацией Программы- 73

4.4.   Сводный план мероприятий по реализации Программы- 74

4.5.   Статус Программы- 74

Сводный план мероприятий-- 76

по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы-- 76

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Паспорт Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014– 2016 годы

 

Наименование Программы

Программа повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 гг. (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 гг.»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. №1101-р:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.07.2004 № 238 «Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов»;

Разработчик

Программы

Администрация МР «Жиганский НЭР»  (далее по тексту – Администрация)

Основные цели

Программы

-       создание системы управления финансами, отвечающей потребностям устойчивого экономического и социального роста, обеспечивающей повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества.

Основные направления реализации

Программы

1. Проведение публичной независимой экспертизы всех решений, касающихся бюджетной и налоговой политики (в целях повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления).

2. Разработка нормативной правовой базы (в целях применения в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета и устранения проблем в системе планирования).

3. Формирование муниципальных заданий для подведомственных бюджетных учреждений (в целях применения в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования муниципального задания и устранения формального введения механизма муниципального задания).

4. Разработка и реализация целевых программ (в целях подготовки перехода к утверждению «программного» бюджета и устранения ограниченного характера интеграции в бюджетный процесс процедур бюджетирования, ориентированного на результат).

5. Повышение квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений (в целях успешного внедрения новых методов управления муниципальными финансами в повседневную деятельность органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений).

6. Реализация комплекса мероприятий по повышению материально-технической оснащенности финансово-экономических служб органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, включая широкое внедрение автоматизированных комплексов управления бюджетом.

7. Мероприятия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса (в целях снижения отрицательной динамики собственных доходов бюджета муниципального района).

8. Регулирование ведения долговой книги, механизмов принятия на себя гарантийных обязательств (в целях снижения зависимости местного бюджета от поступлений из внешних источников, повышения финансовой самостоятельности района).

9. Перевод бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы (в целях перехода от «затратной» модели финансирования расходных обязательств в разрезе учреждений к финансированию в разрезе муниципальных услуг; развития новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; а также применения в полном объеме всех норм федерального законодательства, в части совершенствования правового положения муниципальных учреждений).

Задачи Программы

-                 внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления на основе программного представления бюджета;

-                 переход на среднесрочное финансовое планирование и утверждение бюджета на трехлетний период;

-                 создание новой системы предоставления муниципальных услуг;

-                 повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;

-                 модернизация бюджетного процесса, связанная с внедрением новых информационных технологий, что позволит обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля;

-                 совершенствование политики управления муниципальным долгом;

-                 обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов местного самоуправления и повышение уровня общественного контроля.

Сроки реализации

Программы

2014−2016 г.г.

Исполнители Программы

Администрация МР «Жиганский НЭР», структурные подразделения администрации, иные организации, привлекаемые администрацией для реализации Программы

Объемы и источники финансирования Программы

Общее финансирование Программы  4 696 тыс.руб. за счет РБ – 4 402 тыс.руб.,  за счет МБ - 294 тыс.руб.

Ожидаемые результаты от реализации Программы

1. Осуществлен переход на трехлетний бюджет.

2. Повысится удовлетворенность населения муниципального района деятельностью органов местного самоуправления.

3. Сформированы базовые условия для повышения качества предоставляемых населению муниципальных услуг.

4. Систематизирована и усовершенствована нормативная правовая база по основным направлениям реформирования муниципальных финансов.

5. Оптимизирована и реструктуризирована сеть муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий.

6. Внедрена в практику система мониторинга и оценки деятельности поставщиков муниципальных услуг на основе стандартов и показателей качества муниципальных услуг.

7. Бюджетная система станет эффективным инструментом, обеспечивающим реализацию политики социально-экономического развития МР «Жиганский НЭР».

8. Создана и введена в эксплуатацию комплексная система автоматизированного планирования и исполнения муниципального бюджета.

Система контроля за реализацией Программы

 

Контроль за реализацией Программы осуществляется главой района, оперативное управление ходом реализации программных мероприятий осуществляется Рабочей группой. Ответственность за реализацию отдельных направлений Программы несут руководители соответствующих подразделений Администрации. Программа предполагает ведение постоянного мониторинга в рамках автоматизированной системы.

 

1.    Концепция Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы

 

Настоящая концепция предназначена для определения направлений развития системы управления муниципальными финансами МР «Жиганский НЭР» на период 2014 - 2016 гг. с целью организации бюджетного процесса с применением новаций федерального бюджетного законодательства, внедрения программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления и повышения эффективности бюджетных расходов.

На основе анализа основных показателей социально-экономического развития МР «Жиганский НЭР» и системы управления муниципальными финансами определены направления преобразований, которые предполагают развитие и совершенствование существующих механизмов и процедур организации бюджетного процесса и внедрения новых перспективных финансовых технологий.

 

 

1.1.         Краткое описание социально-экономического положения муниципального района «Жиганский НЭР»

 

Социально-экономическое положение муниципального района

 

         Жиганский район расположен в северо – западной части Республики Саха. На севере район граничит с Булунским, на северо – западе с Оленекским, на юго – западе с Вилюйским, на юге – востоке с Кобяйским, на востоке с Эвено – Бытантайским районами.    Район по своему расположению занимает обширную территорию. Общая площадь района 140,2 тыс. кв.км. Её протяженность с юга на север – около 500 км., с запада на восток – более 350 км. Район вытянут вдоль реки Лена, которая рассекает его на две части: западную и восточную. Такая большая протяжность района характеризуется разнообразными физико – географическими условиями.

 

Демографическая ситуация

На 01.01.2013 г. население Жиганского района составило 4,291 тыс. человек, (таблица 1).

 

Таблица 1

Численность населения, на конец года

тыс. чел.

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Муниципальный район
«Жиганский НЭР» в т.ч.:

4,294

4,274

4,291

 

Источники: Мониторинг основных показателей экономики улусов и городов Республики Саха (Якутия), прогноз социально-экономического развития муниципального района «Жиганский НЭР».

 

Демографическая ситуация в муниципальном районе характеризуется устойчивым снижением численности населения. За период 2010-2012 г.г. численность населения района уменьшилась на 3 человека. При этом в районе отмечается естественный прирост населения, который в 2010 году составил 32 человек.  В последние годы значение данного показателя постепенно увеличиваются: в 2011 г. он был равен 42 человек, в 2012 г. – 68 человек.

При этом в районе наблюдается увеличение рождаемости. За рассматриваемый период рождаемость увеличилась с 89 человек в 2010 г. до 108 человек в 2012 г., что связано, в том числе, с реализацией основных направлений Послания Президента Российской Федерации в области демографии и здравоохранения: введения материнского капитала, родовых сертификатов, увеличения детских пособий. Смертность населения, которая за три года уменьшилась с 57 до 40 человек. Показатель общей смертности на 1000 человек населения по Жиганскому району составил в 2012 г. – 9,33, в 2011 г. – 10,73, в 2010 г. – 15,3.

  • Таблица 2

Естественное движение населения человек

№п/п

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста 2012/2010 гг., %

1

Количество родившихся, чел.

89

88

108

121

2

Количество родившихся на 1000 человек населения, чел.

23,9

20,54

25,21

140

3

Количество умерших, чел.

57

46

40

70

4

Количество умерших на 1000 человек
населения, чел.

15,3

10,73

9,33

60

5

Естественный прирост, убыль (-)
населения, чел.

32

42

68

212

6

Естественный прирост, убыль (-)
населения на 1000 человек населения, чел.

8,6

9,8

15,87

184

Источник: Мониторинг основных показателей экономики улусов и городов Республики Саха (Якутия).

 

Миграция населения также играет немаловажную роль на состояние численности населения района.

 

Таблица 3

Миграционное движение населения

чел.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Среднее значение за период 2010-2012 гг.

Темп роста 2012/2010, %

Прибыло

73

11

15

33

20

Выбыло

81

48

24

51

29

Миграционный прирост

-8

-37

-9

-18

 

Источник: Мониторинг основных показателей экономики улусов и городов Республики Саха (Якутия).

 

 

Потребительский рынок

 В 2011 году оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2010 г. на 111% и составил 320,4 млн. руб., в 2012 году увеличился до 339,5 млн. руб. или 118%.

 

 

 

 

Таблица 5

  • Динамика макроэкономических показателей муниципального района
  •  «Жиганский НЭР» за 2010-2012 годы

Показатели

Ед.изм.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность постоянного населения

тыс. чел.

4,294

4,274

4,291

Оборот розничной торговли

млн. руб.

286,1

320,4

339,5

Объем платных услуг населению

млн. руб.

41,2

35,4

42,2

Номинальная среднемесячная заработная плата

руб.

23920

29229,6

35581,4

Среднедушевые денежные доходы населения

руб.

16086

16029,75

17777,0

Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий

млн. руб.

241,0

 

 

Объем отгруженных товаров собственного производства

млн. руб.

74,9

80,9

185,6

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости

чел.

110

103

87

Оборот общественного питания

млн. руб.

6,0

3,5

8,1

Расходы бюджета

млн. руб.

321,6

356,1

422,4

Доходы бюджета, в т.ч.

млн. руб.

328,8

362

426,1

 

Источники: Мониторинг основных показателей экономики улусов и городов Республики Саха (Якутия), статистические данные. Годовые отчеты об исполнении бюджета муниципального района «Жиганский НЭР».

 

Наблюдается рост в сфере общественного питания, в абсолютном выражении составивший 8,1 млн. рублей.

В 2012 г. на территории муниципального района населению было оказано платных услуг на сумму 42,2 млн. рублей. (увеличение на 102%, по сравнению с 2010 г.).

 

 

Трудовые ресурсы

Денежные доходы населения стабильно растут, обеспечивается реальный рост содержания всех составляющих денежных доходов (заработная плата, пенсии, стипендии, другие выплаты социального характера). Главным результатом этого явилось достижение и закрепление положительной динамики основных макроэкономических показателей экономики района.

Номинальные среднедушевые денежные доходы населения по итогам 2012 года сложились в размере 36 227,70 рублей в месяц и увеличились относительно уровня 2010 года на 135%.

 

  • Таблица 8

Среднемесячная заработная плата работников по видам экономической деятельности

рублей

Вид деятельности

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Среднемесячная номинальная заработная плата (по всем формам собственности)

26712,82

31356,79

36227,7

в т.ч. по видам экономической деятельности:

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10866,6

12336,7

13823,8

рыболовство, рыбоводство

8564,9

9541

13374,6

добыча полезных ископаемых

51592,9

63328,3

73465,3

обрабатывающие производства

23182,5

26023,7

29643,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

25542,5

29994

33373,1

Строительство

36721,3

45578,7

51992,1

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

18751,6

21670,8

24315,3

гостиницы и рестораны

19583,7

22513,6

26803,6

транспорт и связь

35041,5

44001,7

51128,6

финансовая деятельность

49967,1

57274,6

60317,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

29429,1

34054,1

39343,1

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование

36551,5

41421,7

52013,2

Образование

18415,3

21101

25726,6

здравоохранение и предоставление социальных услуг

19942,1

22511

25840,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

16539,8

19001

22255,3

Источники: данные государственного статистического наблюдения («Росстат»)

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

С 2010 года ввод жилья уменьшается (с  2443 м2 в 2010 г, до 783 м2 в 2011 году, в 2012 году 1574 м2) (таблица 9).

 

 

Таблица 9

Ввод в действие жилых домов

 м2

Территория

2010 г.

2011 г.

2012г.

Жиганский район

2443

783

1574

Источники: Мониторинг основных показателей экономики улусов и городов Республики Саха (Якутия)

Основная проблема отрасли – неплатежи населения и юридических лиц за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Сбор платежей находится в среднем на уровне 88 %.

Уровень экономического развития района и явное отставание уровня развития ЖКХ определяет реальную востребованность четкой и ресурсно-обеспеченной программы развития и модернизации этого сектора.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие отраслей социальной сферы

Муниципальный район характеризуется относительно развитой социальной сферой. В системе здравоохранения функционирует 1 муниципальное учреждение «Центральная районная больница». В сфере образования действуют 14 образовательных учреждений, из них 5 общеобразовательные школы, 7 детских садов, 2 учреждений дополнительного образования. Под эгидой Управления культуры и искусства работают 5 культурно-досуговых учреждений, 1 детских музыкальных школ, 1 централизованная библиотечная система, 1 исторический музей им. А.Я. Уваровского.

Основные проблемные аспекты развития социальной сферы заключаются в следующем:

-        число детей, посещающих дошкольные учреждения, превышает фактическое наличие мест, что свидетельствует о потребности в финансировании строительства дополнительного числа дошкольных учреждений, либо о необходимости стимулировании развития частной инициативы в данной сфере;

-        недостаточная укомплектованность учреждений здравоохранения штатами сказывается на качестве медицинской помощи населению;

-        общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя ниже среднего показателя в целом по Республике Саха (Якутия). При этом разрыв будет увеличиваться вследствие отставания муниципального района от средних показателей по Республике Саха (Якутия) по темпам ввода жилья.

В целом, состояние социально-экономической среды Жиганского района имеет сильную дифференциацию: высокие показатели с.Жиганск в разных сферах хозяйствования сглаживают общую картину по району, в то время как в других населенных пунктах наблюдается множество проблем, для решения которых требуются безотлагательные меры.

Для повышения темпов экономического роста Жиганского района в целом важно, чтобы в нем формировались направления, ориентированные на:

-        наличие на территории района хорошо развитой промышленной сферы алмазодобывающая отрасль;

-        интенсивный рост торговли,

-        благоприятные условия развития транспорта и связи;

-        наличие развитых систем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры;

-        формирование условий для благоприятного инвестиционного климата, предпринимательской инициативы, самореализации граждан;

-        рост заработной платы работников производственной сферы в соответствии с ростом и качеством продукции и услуг;

-        более полную загрузку имеющихся мощностей, внедрение высоких технологий;

-        политику, направленную на совершенствование структуры управления муниципальным районом;

-        использование энерго- и ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

 

1.2.        Характеристика системы муниципальных финансов и обоснование необходимости реформирования

 

Организация бюджетного процесса

В настоящее время система управления муниципальными финансами муниципального района «Жиганский НЭР» является в достаточной степени организованной и интегрированной в общую систему управления. Управление муниципальными финансами осуществляется в полном соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации.

Ежегодно администрация района осуществляет подготовку проекта бюджета на очередной финансовый год и материалов к нему, в течение финансового года исполняет утвержденный бюджет, вносит в него изменения, формирует отчет об исполнении бюджета за соответствующие отчетные периоды.

Правовую основу бюджетного процесса в Жиганском районе составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и законы Республики Саха (Якутия), правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Устав муниципального района "Жиганский НЭР", иные муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

Принятие решений о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала финансового года в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Жиганского района и основными направлениями бюджетной и налоговой политики.

Прогноз социально-экономического развития Жиганского района разрабатывается в соответствии с распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия) о разработке прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), с учетом сценарных условий функционирования экономики региона и методических рекомендаций Минэкономразвития Республики Саха (Якутия).

В основе бюджетного планирования Жиганского района лежит модель годового планирования с одновременной разработкой среднесрочного финансового плана. Проект среднесрочного финансового плана утверждается Жиганской районной администрацией и представляется в Районный Собрание депутатов СУГЛАН одновременно с проектом бюджета.

Уставом Жиганского района регламентировано обязательное проведение публичных слушаний по проекту решения о бюджете.

Доходы местного бюджета Жиганского района формируются за счет:

-        федеральных, региональных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», а также с нормативами отчислений, установленными решением о местном бюджете;

-        погашения задолженности прошлых лет по отмененным федеральным и региональным налогам и сборам, иным обязательным платежам по установленным нормативам отчислений;

-        безвозмездных поступлений (межбюджетных трансфертов) из республиканского бюджета.

  Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий.

  Исполнение бюджета муниципального района осуществляется Управлением Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в Жиганском улусе (районе) (далее – финансовый орган), действующим на основании соглашения о взаимодействии, заключенного с администрацией муниципального района.

В соответствии со ст. 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовым органом ведется реестр расходных обязательств. Порядок ведения реестра расходных обязательств местного бюджета Жиганского района утвержден решением районного Совета депутатов от 16.12.2008 г. №33/24.

В соответствии со ст. 22 Положения о бюджетном процессе, планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Однако методика планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год в муниципальном районе отсутствует.

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в Жиганском районе с 2012 года будет применяться механизм муниципального задания (постановление Жиганской районной администрации от 31.10.2011 г. №202 «О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений МР «Жиганский НЭР» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания»).

В настоящее время в систему управления Жиганского района внедряется практика использования программно-целевых методов. Так, стратегические задачи социально-экономического развития, стоящие перед муниципальным районом, решаются с применением программного подхода в рамках Программы социально-экономического развития муниципального района «Жиганский НЭР» Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы.

Положением о бюджетном процессе в Жиганском районе предусмотрена возможность разработки долгосрочных целевых программ.

В 2012 году на территории района реализовывалось 34 долгосрочных целевых программ. Данные программы направлены на социально-экономическое развитие и представляют увязанный по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям комплекс социально-экономических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем района.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Процесс исполнения местного бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кассовое обслуживание исполнения бюджета Жиганского района осуществляется финансовым органом. Правила составления и ведения сводной бюджетной росписи установлены приказом финансового органа от 25.12.2009 г. №8/1 «О Порядке составления, ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей, главных администраторов доходов, главных администраторов источников финансирования дефицита) средств местного бюджета муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» на финансовый год и внесения изменений в нее».

Порядок составления и ведения кассового плана исполнения бюджета в текущем финансовом году закреплен в приказе финансового органа от 25.12.2009 г. №9/1 «О Порядке составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» на финансовый год».

Привлечение ресурсов, отражаемых как муниципальный долг, осуществляется в рамках ограничений, ежегодно утверждаемых решением о бюджете. Общий объем долга не превышает доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней. Вопросы долговой политики муниципального района регламентируются решением районного Совета депутатов от 16.12.2008 г. №50 «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном районе «Жиганский улус». Порядок ведения муниципальной долговой книги установлен решением районного Совета депутатов от 16.12.2008 г. №33/20 «Об утверждении Положения о порядке ведения муниципальной долговой книги муниципального района «Жиганский улус».

Формирование отчетности об исполнения бюджета осуществляется в соответствии с положением о бюджетном процессе. Годовые отчеты об исполнении местного бюджета утверждаются решением Жиганского районного Собрания СУГЛАН.

В целях повышения качества управления муниципальными финансами Администрацией муниципального района подписано соглашение от 31.03.2011 г. №52-ДМО с Министерством финансов Республики Саха (Якутия), согласно которому в 2011 году муниципальный район берет на себя обязанности обеспечить отсутствие задолженности, принять меры по увеличению объема налоговых и неналоговых доходов, не принимать новые долговые обязательства и принять меры по оптимизации расходов бюджета муниципального района.

 

Характеристика бюджетно-финансовой системы

Основные параметры бюджета муниципального района приведены в таблице 11.

Таблица 11

Основные характеристики местного бюджета

млн. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Доходы местного бюджета

278,449

362

423,8

к предыдущему году, %

80,9

130

117

Финансовая помощь из бюджетов других уровней

253,801

319,9

385,4

в том числе:

 

 

 

-дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности

103,210

127,3

119,4

доля в общем объеме финансовой помощи, %

40,7

39,8

30,9

- субвенции из республиканского бюджета

125,452

161,7

175

доля в общем объеме финансовой помощи, %

49,4

50,5

45,4

- субсидии из республиканского бюджета

24,042

30,9

91

доля в общем объеме финансовой помощи, %

9,5

9,6

23,6

Доля финансовой помощи из бюджетов других уровней в доходах местного бюджета

91,2

88,4

90,4

Доходы местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней

24,648

42,1

38,4

Расходы местного бюджета

268,192

356,1

422,4

Дефицит местного бюджета (дефицит «-»,
профицит «+»)

+10,257

+5,9

+1,4

 

Источники: Годовые отчеты об исполнении бюджета муниципального района «Жиганский НЭР»

 

С 2010 по 2012 гг. наблюдается рост доходной части бюджета без учета финансовой помощи. До 2012 года бюджет планировался к исполнению с дефицитом, по итогам финансового года бюджет был фактически выполнен с профицитом в размере 1,4 млн. рублей.

В доходной части местного бюджета значительную долю занимают межбюджетные трансферты. С 2010 года доля межбюджетных трансфертов в доходах бюджета уменьшилась с 91,2% до 88,4% в 2011 году и увеличилось до 90,4% в 2012 году, что говорит об краткосрочном увеличении объема налоговых и неналоговых доходов в 2011 году. Значительную долю в структуре межбюджетных трансфертов занимают субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на исполнение переданных полномочий.

Бюджетный процесс в Жиганском районе в 2012 году осуществлялся в соответствии с решением Районного Собрания депутатов (СУГЛАН) от 26.12.2011г. №78 «О местном бюджете муниципального района «Жиганский НЭР» на 2012 год» (далее – решение о бюджете) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), муниципального района, регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со ст. 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет района на 2012 год был утвержден до начала очередного финансового года. Сводная бюджетная роспись бюджета была утверждена в сроки, установленные ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджет муниципального района был утвержден по доходам в сумме 426,1 млн. рублей, по расходам – 422,4 млн. рублей, с профицитом – 3 000,0 тыс. рублей, который в полном объеме направлялся на погашение долговых обязательств. В процессе исполнения местного бюджета в решение о бюджете вносились изменения и дополнения, и уточненный бюджет был утвержден по доходам 278 448,8 тыс. рублей и по расходам – в сумме 268 191,8 тыс. рублей.

С учетом изменений доходы местного бюджета были увеличены на 57 734,5 тыс. рублей, или на 26,2%, а расходы увеличены на 46 477,5 тыс. рублей, или на 20,9% к первоначальному утвержденному решением о бюджете.

Верхний предел муниципального долга муниципального образования "Жиганский НЭР" на 01.01.2011 г. был установлен в сумме 2 315,4 тыс. рублей.

На исполнение публичных нормативных обязательств утвержден объем бюджетных ассигнований в сумме 24 832,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в сумме 23 990,1 тыс. рублей.

Отчет об исполнении бюджета муниципального района утвержден решением районного Собрания депутатов СУГЛАН от 15.04.2011 г. №162 «Об утверждении отчета по исполнению местного бюджета муниципального района «Жиганский НЭР» за 2010 год».

Доходы местного бюджета за 2010 год исполнены в объеме 278 448,8 тыс. рублей или 100,2% к уточненному плану. Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 116,8% к уточненному плану.

Расходы местного бюджета за 2010 год исполнены в сумме 268 191,8 рублей или 97,3% к уточненному плану. Уровень исполнения расходов местного бюджета по разделам функциональной классификации расходов составил: «Общегосударственные вопросы» - 100%, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 100 % , «Национальная экономика» - 90,3%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 100%, «Образование» - 97,3%, «Культура, кинематография, средства массовой информации» – 100%, «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - 99,6%, «Социальная политика» - 91,3%, «Межбюджетные трансферты» - 100%.

В течение 2012 года были обеспечены полнота и своевременность финансирования утвержденных расходов. Расходная часть бюджета на исполнение полномочий муниципального района исполнена на 97,3%. В итоге по результатам исполнения местного бюджета сформировался профицит в размере 10 257 тыс. рублей.

Положением о бюджетном процессе определены полномочия районной администрации по управлению муниципальным долгом. В соответствии с соглашением о взаимодействии по составлению и организации исполнения местного бюджета от 31.12.2008 г. №167, районная администрация поручает финансовому органу осуществлять ведение муниципальной долговой книги.

Основные показатели муниципального долга представлены в таблице 12.

Таблица 12

Основные показатели муниципального долга

Показатель

2010

2011

2012

Объем муниципального долга, млн. руб.

6,281

2,372

1,436

в % к доходам местного бюджета без учета
финансовой помощи из бюджетов других уровней

25,5%

5,6%

3,7%

Расходы на обслуживание муниципального долга, млн. руб.

-

-

-

в % к расходам местного бюджета

2,3%

0,6%

0,3%

Источники: Годовые отчеты об исполнении бюджета МР «Жиганский НЭР»

В течение 2010 года произошло увеличение муниципального долга на 4,446 млн. рублей или на 16,9% к уровню предыдущего года.

Структура муниципального долга на 31.12.2010 года представлена следующими видами обязательств: обязательства по кредитным соглашениям – 4,446 млн. рублей, иные обязательства – 1,835 млн. рублей (таблица 13).

Таблица 13

Структура муниципального долга

млн. рублей

Показатель

2010

2011

2012

Кредитные соглашения и договоры

6,281

2,372

1,436

Бюджетные ссуды от бюджетов других уровней

-

-

-

Муниципальные гарантии

-

-

-

ИТОГО

6,281

2,372

1,436

Источники: Годовые отчеты об исполнении бюджета МР «Жиганский НЭР»

Бюджетно-финансовая система Жиганского района развивается на протяжении последних лет в условиях достаточно нестабильной социально-экономической ситуации. Характерен высокий уровень зависимости от финансовой помощи со стороны республиканского бюджета, что приводит к проблемам осуществления качественных среднесрочных и долгосрочных финансовых прогнозов. В течение года администрация района пересматривает и корректирует показатели местного бюджета.

Кроме того, анализ финансово-бюджетной сферы показал, что:

-        в основе действующей системы формирования и исполнения местного бюджета лежит «затратная» модель, ориентированная на финансирование расходных обязательств в пределах сложившейся сети бюджетных учреждений по фактически производимым затратам. Данный подход характеризуется отсутствием стимулов в деятельности субъектов бюджетного планирования по эффективному планированию и расходованию бюджетных средств;

-        возрастание финансовой нагрузки расходной составляющей бюджета на социальную сферу требует выявления резервов и получения результатов от оптимизации расходов на социальные нужды;

-        фактические значения доходов и расходов бюджета существенно отличаются от плановых. Так, в 2010 году бюджет изначально планировался с дефицитом, а фактически местный бюджет был исполнен с профицитом. Данный факт показывает о наличии определенных проблем в системе планирования, внесения изменений и исполнения бюджета;

-        не урегулирован процесс планирования бюджетных ассигнований, и, как следствие, не применяются процедуры конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств на основе оценки эффективности предлагаемых мероприятий;

-        сложившаяся система финансирования бюджетных учреждений характеризуется проблемами, связанными с недостаточной эффективностью использования бюджетных средств. Недостаточная эффективность бюджетных расходов связана, в первую очередь, с отсутствием практики мониторинга эффективности и результативности бюджетных расходов, и использования механизмов для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы.

Таким образом, современная бюджетно-финансовая система муниципального района недостаточно эффективна и требует совершенствования. В сложившихся социально-экономических условиях, необходимо:

-        повышение качества финансового управления;

-        максимальная оптимизация использования бюджетных ресурсов;

-        осуществление структурных и институциональных преобразований.

Актуальность реформирования еще более повышается в связи с вступлением в силу федеральных новаций в сфере налогового и бюджетного законодательства, необходимость их учета предполагает существенную модернизацию бюджетного процесса. С выходом федерального закона от 08.05.2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», перед органами местного самоуправления встает задача по планомерной реализации закона, направленного на повышение доступности и качества муниципальных услуг, создание стимулов для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и муниципального имущества, обеспечению прозрачности их деятельности. Таким образом, муниципальные услуги начинают играть ключевую роль в бюджетном процессе, а сохранение бюджетной сети в существующем виде становится невозможным.

 

1.3. Цели и задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы и обоснование их выбора

 

Цель Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы - создание системы управления финансами, отвечающей потребностям устойчивого экономического и социального роста, обеспечивающей повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества.

Цель Программы повышения эффективности бюджетных расходов интегрирована в процесс достижения стратегической цели социально-экономического развития Жиганского района, установленной программой социально-экономического развития муниципального района «Жиганский НЭР» Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы.

Выбор цели реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов определяется следующими обстоятельствами:

-        проводимая в Российской Федерации модернизация управления общественными финансами Российской Федерации, реализуемая в рамках федеральной Программы повышения эффективности бюджетных расходов и Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также кардинальные изменения в структуре подведомственной сети учреждений, принципиальное изменение методологии бюджетного планирования (переход от сметного планирования к результативному бюджетированию деятельности субъектов бюджетного планирования), диктуют необходимость движения муниципальных процессов управления в финансово-бюджетной сфере в едином идеологическом и методологическом направлении;

-        эффективное социально-экономическое развитие муниципального района затруднено несовершенством механизмов финансового управления муниципальным образованием и требует изменения методологии и практики бюджетирования, модернизации финансово-бюджетной системы;

-        ограниченность собственных доходных источников при возрастающей социальной нагрузке на бюджет порождает необходимость поиска внутренних резервов для оптимального использования бюджетных ресурсов, выявления источников внутренней экономии, сокращения финансовой зависимости местного бюджета от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы;

-        необходимость подготовки нормативно-правового и практического задела в целях сокращения адаптационного к нововведениям периода и совмещения процедур и механизмов реформирования в едином временном цикле;

-        необходимость закрепления и воспроизведения единого курса бюджетно-финансовой реформы, проводимой на федеральном и субфедеральном уровнях, встраивания и интегрирования системы управления муниципальными финансами Нерюнгринского района в систему управления региональными финансами;

-        необходимость подведения правовой и методологической основы под практическую реализацию положений федерального закона от 08.05.2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Таким образом, реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов должна позволить устранить негативные факторы и проблемные ситуации, сложившиеся в финансово-бюджетной сфере муниципального района и обеспечить необходимую и достаточную нормативно-правовую и методическую основу для устойчивого социально-экономического территориального развития.

Для достижения поставленной цели в рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:

-        внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления на основе программного представления бюджета;

-        переход на среднесрочное финансовое планирование и утверждение бюджета на трехлетний период;

-        создание новой системы предоставления муниципальных услуг;

-        повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;

-        модернизация бюджетного процесса, связанная с внедрением новых информационных технологий, что позволит обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля;

-        совершенствование политики управления муниципальным долгом;

-        обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов местного самоуправления и повышение уровня общественного контроля.

Для достижения поставленных задач необходима комплексная и системная реализация мероприятий по различным направлениям.

Выбор направлений повышения эффективности бюджетных расходов обусловлен, с одной стороны, необходимостью устранения выявленных недостатков финансово-бюджетной сферы Жиганского района, а с другой – требованиями федерального законодательства и внедрением в бюджетный процесс новых финансовых механизмов и технологий.

Таким образом, преобразования в районе планируется осуществить по следующим направлениям.

1. Проведение публичной независимой экспертизы всех решений, касающихся бюджетной и налоговой политики (в целях повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления).

2. Разработка нормативной правовой базы (в целях применения в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета и устранения проблем в системе планирования).

3. Формирование муниципальных заданий для подведомственных бюджетных учреждений (в целях применения в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования муниципального задания и устранения формального введения механизма муниципального задания).

4. Разработка и реализация целевых программ (в целях подготовки перехода к утверждению «программного» бюджета и устранения ограниченного характера интеграции в бюджетный процесс процедур бюджетирования, ориентированного на результат).

5. Повышение квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений (в целях успешного внедрения новых методов управления муниципальными финансами в повседневную деятельность органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений).

6. Реализация комплекса мероприятий по повышению материально-технической оснащенности финансово-экономических служб органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, включая широкое внедрение автоматизированных комплексов управления бюджетом.

7. Мероприятия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса (в целях снижения отрицательной динамики собственных доходов бюджета муниципального района).

8. Регулирование ведения долговой книги, механизмов принятия на себя гарантийных обязательств (в целях снижения зависимости местного бюджета от поступлений из внешних источников, повышения финансовой самостоятельности района).

9. Перевод бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы (в целях перехода от «затратной» модели финансирования расходных обязательств в разрезе учреждений к финансированию в разрезе муниципальных услуг; развития новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; а также применения в полном объеме всех норм федерального законодательства, в части совершенствования правового положения муниципальных учреждений).

 

1.4.        Ожидаемые результаты реализации Программы

 

К ожидаемым результатам реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов, непосредственно вытекающим из установленной цели, относится повышение качества управления муниципальными финансами, выражающееся в следующем.

Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов  приведет к повышению эффективности использования средств местного бюджета для решения социально-экономических проблем. В частности, за счет повышения качества целевых программ и усовершенствования порядка их финансирования и контроля их реализации, предполагается повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов позволит обеспечить удовлетворение потребностей в муниципальных услугах населения, одновременно минимизируя расходы местного бюджета на их предоставление. Рациональное использование бюджетных средств позволит повысить качество предоставляемых муниципальных услуг и расширить их перечень.

По итогам выполнения Программы повышения эффективности бюджетных расходов должны быть получены следующие основные результаты.

1. Осуществлен переход на трехлетний бюджет.

2. Повысится удовлетворенность населения муниципального района деятельностью органов местного самоуправления.

3. Сформированы базовые условия для повышения качества предоставляемых населению муниципальных услуг.

4. Систематизирована и усовершенствована нормативная правовая база по основным направлениям реформирования муниципальных финансов.

5. Оптимизирована и реструктуризирована сеть муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий.

6. Внедрена в практику система мониторинга и оценки деятельности поставщиков муниципальных услуг на основе стандартов и показателей качества муниципальных услуг.

7. Бюджетная система станет эффективным инструментом, обеспечивающим реализацию политики социально-экономического развития Жиганского района.

8. Создана и введена в эксплуатацию комплексная система автоматизированного планирования и исполнения муниципального бюджета.

Предполагается, что по итогам выполнения Программы повышения эффективности бюджетных расходов за счет решения конкретных поставленных задач, будет обеспечено достижение следующих индикаторов качества управления муниципальными финансами:

-        доля нормативных правовых актов в сфере бюджетной и налоговой политики, прошедших обязательную публичную независимую экспертизу, в общем количестве нормативных правовых актов Жиганского района в сфере бюджетной и налоговой политики составит 100%;

-        доля расходов местного бюджета, регулируемых правовыми актами муниципального района, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих расходных обязательств, составит не менее 90%;

-        доля муниципальных услуг, входящих в реестр муниципальных услуг (функций) органов местного самоуправления района, имеющих утвержденные стандарты (показатели качества предоставления муниципальных услуг составит 100%;

-        доля фактически предоставленных в соответствии с муниципальными заданиями муниципальных услуг, соответствующих установленным стандартам качества предоставления муниципальных услуг составит не менее 95%;

-        доля объема бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию действующих целевых программ, в общем объеме непроцентных расходов бюджета муниципального района составит не менее 95%;

-        доля муниципальных служащих, руководителей и специалистов муниципальных учреждений, прошедших курс повышения квалификации, составит не менее 80% от общего числа нуждающихся в повышении квалификации;

-        доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме бюджетных расходов составит не более 1%;

-        просроченные долговые обязательства отсутствуют.

1.5.        Этапы реализации Программы

Очередность выполнения мероприятий в рамках этапов определена исходя из анализа текущего состояния, готовности органов местного самоуправления к проводимым реформам, а также исходя из принципов сбалансированности финансовых и трудовых ресурсов, последовательности и взаимообусловленности реализуемых мероприятий.

На первом этапе реализации Программы (даты реализации этапа – 01.01.2014 – 31.12.2016) предполагается реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности всех органов местного самоуправления, в том числе совершенствование нормативно-правовой и методологической базы, разработку методов среднесрочного и долгосрочного финансового планирования и программно-целевого финансирования бюджетных расходов.

Запланированные на первом этапе мероприятия невозможно реализовать без существенного повышения уровня технической оснащенности и автоматизации бюджетного процесса и повышения уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих и соответствующих работников бюджетных учреждений.

В конце этапа завершается отработка основных нормативных правовых актов и инструментов, позволяющих достичь целей, заявленных Программой, и осуществляется их практическое внедрение в механизмы финансового управления.

На данном этапе продолжится реализация мероприятий, направленных на повышение общего уровня технического, программного оснащения органов местного самоуправления и подготовку высококвалифицированного персонала с целью создания эффективной системы управления муниципальными финансами Жиганского района.

Сводный план мероприятий по реализации первого и второго этапов Программы с указанием перечня проводимых мероприятий и структурных подразделений, ответственных за реализацию конкретного мероприятия, приведен в приложении к Программе.

 

1.6.        Оценка рисков реализации Программы и основные меры по их снижению

Существуют две группы факторов, воздействующих на процесс реализации Программы и определяющих риск осуществления реформ: внешние факторы и внутренние факторы.

Внешние факторы не подлежат контролю и регулированию со стороны местного самоуправления, к ним относятся:

-        возможные изменения в финансово-экономической и социальной обстановке в Российской Федерации, в республике Саха (Якутия);

-        изменение законодательства Российской Федерации, определяющего систему мероприятий по реформированию бюджетного процесса.

Риски, определенные внутренними факторами, минимизируются путем осуществления организационных мероприятий со стороны органов местного самоуправления. К группе внутренних факторов относятся:

-        фактор ограниченности сроков для реализации мероприятий Программы;

-        ограничение финансирования, связанное с возможными неблагоприятными социально-экономическими факторами и связанными с этим изменениями бюджетной политики Республики Саха (Якутия) и Жиганского района;

-        нарушение сроков принятия нормативных актов, связанное со сложностью нормотворческих и законодательных процедур;

-        недостаточно высокий уровень квалификации кадров и отсутствие мотивации муниципальных служащих, препятствующие своевременной реализации отдельных программных мероприятий и плана реформирования муниципальных финансов Жиганского района в целом;

-        негативное отношение населения района к проводимым преобразованиям, связанным с оптимизацией бюджетной сети и возможным внедрением платных услуг;

-        низкий уровень мотивации работников бюджетной сферы к проведению преобразований.

Для снижения последствий наступления таких рисков необходимо проведение следующих организационных мероприятий:

-        детальная проработка схемы взаимодействия органов местного самоуправления Жиганского района;

-        создание межведомственных рабочих групп и координация их деятельности по реализации программных мероприятий;

-        осуществление информационной поддержки реализации плана мероприятий по повышения эффективности бюджетных расходов;

-        обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров;

-        применение системы материального и нематериального стимулирования муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

-        привлечение экспертных и консультационных организаций, имеющих опыт проведения работ по повышения эффективности бюджетных расходов и автоматизации бюджетного процесса.

Способы минимизации рисков в рамках основных направлений и мероприятий подробно рассмотрены в разделе 2 Программы.

 

2.    Основные направления Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального района «Жиганский НЭР» на 2014-2016 годы

 

2.1.        Проведение публичной независимой экспертизы всех решений, касающихся бюджетной и налоговой политики

 

Анализ исходного состояния, основные проблемы

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип прозрачности и открытости (ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации), который означает обязательное опубликование в средствах массовой информации проектов бюджетов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри представительного органа муниципального образования, либо между представительным органом муниципального образования и местной администрацией. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, на федеральном уровне установлен приоритет обеспечения открытости и гласности проводимой бюджетной и налоговой политики.

В соответствии с Порядком подготовки, оформления и вступления в силу проектов муниципальных правовых актов, разрабатываемых администрацией, проекты нормативных правовых актов подлежат обязательной правовой экспертизе, проводимой юристом администрации на предмет их соответствия действующему законодательству и правилам юридической техники.

Проекты правовых актов, предусматривающих финансовые расходы за счет местного бюджета, подлежат обязательному согласованию с руководителем учреждения, специалистом, осуществляющим бухгалтерский учет в администрации МР «Жиганский НЭР» и начальником управления экономического развития администрации. Оценка фактических финансовых последствий реализации решений по вопросам налоговой политики представляется в пояснительной записке к проектам нормативных актов. Нормативные правовые акты по вопросам бюджетной политики в установленном порядке публикуются на сайте администрации МР «Жиганский НЭР» и в районной газете «Новости Жиганска». Порядок не устанавливает обязательность проведения органами местного самоуправления публичной независимой экспертизы принимаемых нормативных актов.

В соответствии со ст.16  Устава муниципального района "Жиганский НЭР" (далее – Устав), принятого решением районного Собрания депутатов (СУГЛАН) от 15.04.2009 г. №42, в целях обсуждения проектов муниципальных правовых актов с участием населения района и учета его интересов по вопросам местного значения на территории муниципального района регулярно проводятся публичные слушания. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся только два документа, регламентирующие вопросы бюджетной сферы: проект местного бюджета и отчет об его исполнении.

Таким образом, анализ исходного состояния нормотворческого процесса на предмет проведения публичной экспертизы муниципальных актов выявил отсутствие:

-        сбалансированной системы общественного контроля за эффективностью и экономической обоснованностью принимаемых муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики;

-        закрепления принципа открытости и гласности при принятии органами местного самоуправления решений в области бюджетной и налоговой политики;

-        обязательности проведения процедур публичной независимой экспертизы соответствующих проектов решений.

При этом администрация МР «Жиганский НЭР» считает одним из приоритетов своей деятельности повышение прозрачности и открытости осуществления бюджетной и налоговой политики. В связи с этим необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на внедрение механизмов публичной экспертизы в нормотворческий процесс на районном уровне, которая бы позволила вовлечь экспертное сообщество, а также представителей различных групп населения в процесс принятия решений по наиболее важным для местного сообщества вопросам.

План повышения эффективности

Мероприятия по данному направлению планируется реализовывать в два этапа.

На первом этапе будут осуществлены основные мероприятия, обеспечивающие формирование положений и норм правовой базы для проведения публичных (общественных) слушаний проектов муниципальных актов в бюджетной и налоговой сфере. Мероприятия второго этапа будут нацелены на внедрение процедуры независимой публичной экспертизы в нормотворческий процесс.

В рамках реализации мероприятий первого этапа реформ по данному направлению будут осуществлены следующие действия:

1) В Положение о публичных слушаниях в муниципальном районе «Жиганский НЭР», будут внесены изменения, дополняющие перечень выносимых на публичные слушания документов проектами муниципальных актов в сфере бюджетной и налоговой политики. К числу таких актов предполагается отнести следующие вопросы:

-        о бюджете муниципального района;

-        о бюджетном процессе в муниципальном районе;

-        о местных налогах и сборах;

-        о приватизации объектов муниципальной собственности;

-        о создании (реорганизации, ликвидации) муниципальных учреждений и предприятий.

Закрепление перечня рассматриваемых вопросов позволит исключить неоднозначное толкование объекта исследования и обеспечит своевременную передачу проектов решений на независимую экспертизу.

2) В порядок подготовки, оформления и вступления в силу постановлений и распоряжений администрации, главы района будут внесены изменения, устанавливающие обязательность проведения процедур публичной независимой экспертизы в виде публичных слушаний проектов нормативных правовых актов администрации МР «Жиганский НЭР», главы района в сфере бюджетной и налоговой политики.

Данный документ будет содержать нормы о том, что в муниципальном районе «Жиганский НЭР» вводится публичная независимая экспертиза проектов решений администрации МР «Жиганский НЭР» и главы района по вопросам бюджетной и налоговой политики. В этом документе также будет установлен перечень вопросов, проекты решений по которым в обязательном порядке подлежат данной экспертизе.

Реализация мероприятий по внедрению публичной независимой экспертизы в нормотворческий процесс в соответствии с ранее принятыми документами. В средствах массовой информации и (или) сети Интернет на сайте муниципального района «Жиганский НЭР» будут представляться проекты нормативно- правовых актов по вопросам бюджетной и налоговой политики (до утверждения) и итоговые документы публичных слушаний после их проведения. Главным печатным инструментом обеспечения публичности экспертизы и ее результатов предположительно станет периодическое издание «Бюллетень органов местного самоуправления Жиганского района». На уровне главы администрации (уполномоченного им должностного лица) будет организован контроль за своевременностью размещения в открытых источниках информации всех необходимых документов.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного направления ожидается:

-        повышение качества и обоснованности разрабатываемых нормативных правовых актов в сфере бюджетной и налоговой политики;

-        повышение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытостью;

-        более активное участие жителей района в нормотворческом процессе, что в свою очередь способствует формированию современного гражданского общества.

Доля нормативных правовых актов в сфере бюджетной и налоговой политики, прошедших обязательную публичную независимую экспертизу, в общем количестве нормативных правовых актов Жиганского района в сфере бюджетной и налоговой политики на втором этапе составит 100 процентов, т.е. все нормативные правовые акты в данной сфере, начиная с 2013 года, будут проходить обязательную публичную независимую экспертизу.

Обоснование выбора принципиального решения

Повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является одной из основных задач федеральной Программы по повышению эффективности бюджетных расходов до 2016 года.

В качестве формы обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления Жиганского района в финансовой сфере было выбрано проведение независимой публичной экспертизы всех решений, касающихся бюджетной и налоговой политики, путем организации публичных слушаний.

Вовлечение общественности в нормотворческий процесс полезно для всех участвующих сторон и для общества в целом. Сильным аргументом в пользу участия общественности является тот факт, что местное население и общественные организации часто имеют больше информации о местных проблемах и о наиболее эффективных методах их решения. Более того, как показывает практика, поддержка населением инициатив органов местного самоуправления резко повышает вероятность успеха намечаемой деятельности.

Возможные альтернативы

Существует несколько альтернативных вариантов проведения публичной независимой экспертизы проектов решений в области бюджетной и налоговой политики.

1. Проведение публичной независимой экспертизы специально созданным экспертным органом - независимой экспертной комиссией, состоящей из представителей общественных и научных организаций (объединений), а также физических лиц - специалистов в области юриспруденции, экономики, финансово-бюджетных отношений, состав которой может утверждаться главой муниципального района. Данная форма проведения экспертизы характеризуется относительной эффективностью с точки зрения простоты организации, технического и материального обеспечения деятельности; возможностью учета мнения наиболее подготовленных специалистов в финансово-бюджетной сфере, а также наиболее значимых общественных групп и организаций; однозначностью результатов проведения экспертизы, предполагающая подготовку экспертами единого заключения на проект правового акта.

Слабым местом независимой экспертной комиссии можно назвать вероятность недостаточного уровня квалификации привлекаемых экспертов, и как следствие, ненадлежащего проведения публичной независимой экспертизы. Минимизация данного риска обеспечивается при подготовке коллегиального заключения на проекты документов. Кроме того, минимизация риска может быть обеспечена регламентацией процедуры учета заключения комиссии при доработке проектов документов, которой может быть установлено, что замечание включается в текст проекта только в случае его соответствия нормам действующего законодательства.

2. Закрепление процедуры проведения публичной независимой экспертизы путем привлечения отдельных экспертов на основе договоров на оказание услуг. По каждому проекту должно быть представлено несколько экспертных заключений.

Преимуществом такого подхода является привлечение к экспертизе специалистов в соответствующих областях, что позволит получить более квалифицированное заключение.

Недостатками такого варианта проведения экспертизы являются:

-        наличие разрозненных заключений, которые могут значительно отличаться друг от друга, что может создавать сложности с учетом данных заключений при доработке документов;

-        сложности с поиском высококвалифицированных экспертов;

-        необх